В случае продажи

5 прав покупателя, о которых должен знать каждый

В случае продажи

Все мы ходим в магазины, где нас регулярно обманывают.

В магазине среднестатистический человек бывает почти так же часто, как на работе. И не просто бывает, но и тратит там свои кровно заработанные деньги. С одной стороны кажется, что это взаимовыгодный процесс.

Отдаем деньги, получаем понравившийся товар. Иногда даже со скидкой. Но на самом деле практически всегда в выигрыше оказывается магазин, а не покупатель.

Почему так происходит? Да потому, что мы элементарно не знаем своих прав.

Например, если вы разбили что-то на полке, случайно зацепив банку тележкой или сумкой, вы оплатите это магазину? Если да (а так поступит большинство), то будете не правы. Разберемся с основными правами покупателей подробнее.

1. Право на покупку по цене, указанной на ценнике

Закон о защите прав потребителей и правила торговли обязывают продавцов предоставлять покупателям максимальную информацию о товаре еще до момента его покупки. Для этого у каждого товара в магазине должен быть ценник. На нем обязательно должно быть указано:

  • наименование товара;
  • его производитель;
  • фасовка товара;
  • наличие акции или скидки (если есть);
  • цена за единицу товара (штуку, пачку, килограмм, литр и т.д.).

Эта информация на ценнике должна быть достоверной. Продавец несет ответственность за обман покупателя, а также за отсутствие ценника. Так должно быть по закону.

Но на практике мы приходим в магазин и видим яркий ценник, который сообщает нам о снижении цены. Мы выбираем этот товар благодаря ценнику, приходим на кассу и там обнаруживается, что скидка уже кончилась, еще не началась или это вообще ошибка, ведь в компьютере другая цена.

Что мы обычно делаем в этом случае? Либо оставляем товар на кассе, так как это очень дорого, либо платим ту цену, которую озвучил кассир и уходим с испорченным настроением. А еще бывает, что мы обнаруживаем несоответствие цены уже потом, например дома. И настроение тоже портится.

Как защитить свои права в этом случае? Нужно просто потребовать на кассе продать товар по той цене, которая указана на ценнике. И никакие уверения магазина о переоценке, даже оформленные объявлением:

Внимание! Изменение цен! На ценниках могут быть указаны неправильные цены, для уточнения обращайтесь к продавцу!
В этом случае не работают. Ценники — это официальная информация о товаре, которая должна быть достоверной. Если возле товара стоит ценник с ценой, она должна быть правильной, как того требует закон.

Для подтверждения своей правоты фотографируйте спорные ценники. И если вам отказывают в продаже по указанной в них цене, вы можете смело жаловаться в Роспотребнадзор, если у вас будет такое желание. Как правило, магазины не доводят до крайностей и предпочитают выполнить требование покупателя.

Ведь они то хорошо знают его права.

2. Право не возмещать стоимость разбитого товара

Не все покупатели знают, что пока они не оплатят свою покупку в магазине, все риски случайной гибели или случайного повреждения товара несет сам магазин, как владелец товара. Все, что расставлено в зале принадлежит магазину, а нормами статьи 493 Гражданского кодекса РФ “Форма договора розничной купли-продажи” определено, что:

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Но, обратите внимание, что в ГК РФ речь идет о случайной гибели или повреждении. То есть, если товар был выставлен неудобно и вы просто зацепили бутылку, проходя мимо, вашей вины в этом нет. Но.

если вы решили покататься на тележке, не вписались в поворот и въехали в стеллаж с бутылками, вы умышленно нанесли магазину ущерб.

В этом случае работает уже другая статья 1064 ГК РФ, в которой, в частности, сказано:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Также можно почитать Федеральные правила розничной торговли («О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети«), пункт 42 которых гласит:

В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.

Поэтому, если вы действительно виноваты, должны заплатить.

При этом магазин не имеет права угрожать вам или не выпускать из магазина до оплаты разбитого товара. А вот составить документ о произошедшем вполне может. Как и обратиться потом в суд и уже там потребовать возмещения за испорченный товар.

Как защитить свои права в этом случае? Вспомните, что в статье 1064 ГК РФ есть еще и такой замечательный пункт:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

И это как раз о случайности. Если вы уверены в своей невиновности, просто не платите.

Предложите магазину обратиться в суд и отстоять там свою позицию.

Если речь идет о небольшой сумме, даже до тысячи рублей, вряд ли магазин будет затевать судебную тяжбу, которая обойдется ему, особенно в случае проигрыша, еще дороже.

3. Право вернуть некачественный товар

Все знают, что существует перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Конечно же, в них входят продукты. И магазины умело этим пользуются.

Ведь очень часто бывает, что покупаешь, например, курицу в вакуумной упаковке, приносишь домой и обнаруживаешь такой аромат, что не возникает желания не только это готовить, но и находится рядом. Плесневелое сливочное масло, жуки в крупах, червяки в вафлях — всех «радостей» покупателя не счесть.

И ведь зачастую у такой продукции все в порядке со сроком годности. Просто ее вот так хранили, ну или во время производства допустили несоблюдение правил гигиены или технологии изготовления.

В конечном итоге, разве покупателя должно волновать, что стало причиной негодности свежекупленного продукта? Конечно же, нет.

Надо сказать, что совсем немногие берут предмет своего огорчения и несут его обратно в магазин. Большинство просто выбрасывает «это» в мусорное ведро и остается без ужина. И совершенно зря.

Опасения, что магазин не примет некачественные или просроченные продукты совершенно напрасны. Примет, как миленький!

Как защитить свои права в этой ситуации? Просто идти и возвращать несъедобное приобретение в магазин. Ведь в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г покупатель, который приобрел некачественный товар, имеет право:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении этих требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена. И даже если не сохранился чек на покупку, товар все равно можно вернуть, если найти свидетелей или потребовать у магазина просмотреть данные видеофиксации. Главное, не затягивать с возвратом продуктового неликвида, ведь:

  • во-первых, от хранения он лучше точно не станет;
  • во-вторых, после истечения срока реализации (если он был в порядке на момент покупки) магазин может просто не принять товар.

Поэтому, лучше решить этот вопрос по горячим следам, как только будет обнаружена проблема.

Вы можетезадать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Задать вопрос юристу

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prsvt_ru/5-prav-pokupatelia-o-kotoryh-doljen-znat-kajdyi-5d925db03642b600ad329382

Статья 503 ГК РФ. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

В случае продажи
(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов на устранение недостатков товара.

2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.3. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).4. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.

Покупатель может рассчитывать на защиту своих интересов, в случае покупки некачественного товара.Отношения между продавцом и покупателем прежде всего регулируются Законом о защите прав потребителей, но и нормы ГК РФ обязательно к ним применяются. Закон не должен им противоречить.

Так, при обнаружении покупателем недостатков товара, о которых он не был уведомлен продавцом заранее, возникший спор регулируется нормами ст 503 ГК РФ.

Обнаружив недостатки, потребитель может выбрать одно из следующих действий:

  • заменить испорченную вещь на вещь той же модели;
  • заменить её на вещь другой модели с перерасчётом цены;
  • требовать от продавца уменьшения цены купленной вещи соразмерно недостатку;
  • требовать немедленного устранения недостатка за счёт продавца;
  • устранить недостаток самостоятельно и требовать от продавца возместить расходы;
  • отказаться от договора и требовать возврата денег.

Если выбран последний вариант, то, отказываясь от договора, при выражении требований продавцом, покупатель возвращает ему испорченную вещь.Помимо стоимости самой вещи, потребитель может требовать еще и возмещения убытков, причиненных ему такой продажей.Свои требования покупатель выражает в виде претензии. Причем, исходя из норм ФЗ, отсутствие чека на покупку – не основание для отказа в удовлетворении требований. При необходимости продавец или производитель (смотря кому предъявляется претензия) проводит проверку качества, в которой покупатель вправе поучаствовать.Проверка производится за счёт продавца, даже если тот предполагает, что покупатель мог сам испортить товар.Таким образом, законодательство строится на приоритете защиты интересов потребителя.

Как устанавливается гарантийный срок при продаже?

Устанавливать срок службы вещей должен сам изготовитель исходя из законодательных норм и требований государственных стандартов или других установленных правил. Срок службы обязательно указывается в предоставляемой потребителю информации о товаре.

Если товар предназначается для длительного использования, то установление гарантии на него – это право, а не обязанность изготовителя. Но если уж он таким правом воспользовался, то тогда уже обязан обеспечивать возможность использования товара по назначению в период всего срока службы. И за существенные недостатки изготовитель понесет ответственность.

Покупатель же должен пользоваться товаром только в тех целях, для которых он предназначен.Вне зависимости от того, есть у вещи гарантия или нет, при обнаружении покупателем несоответствующего качества, продавец, изготовитель или импортер будут отвечать за недостатки.Но существует разница в том, как будет происходить процесс доказывания.

Если гарантийного срока нет, то это покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи товара в его руки.Если же гарантия установлена, то бремя доказывания перекладывается на продавца (производителя).

В таком случае уже он доказывает, что недостатки явились результатом ненадлежащих действий покупателя, и до передачи ему товара, вещь была цела и не испорчена.Если гарантию на товар предоставляет продавец, а не производитель, то все требования о ремонте или замене товара предъявляются именно к нему.

Что делать, если обнаружен недостаток вещи, входящей в комплект товаров?

По ст 479 ГК РФ договор купли-продажи может предусматривать передачу определенного набора товаров, идущих в комплекте друг с другом.При выявлении недостатков в товаре, которые продавец не оговорил заранее, покупатель может предъявить ему любое из перечисленных в ст 503 ГК РФ и в ст 18 ФЗ “О защите прав потребителя” требований.

Например, уменьшить цену товара, устранить найденный недостаток или вовсе расторгнуть договор с продавцом.Получается, что покупатель приобрел комплект товаров, в котором только одна из входящих в состав вещей испорчена, а остальные являются качественными.

А значит, перечисленные в ст 503 ГК РФ и ст 18 ФЗ № 2300-1 требования, он может предъявить только в отношении части комплекта.По-другому может развиваться ситуация, если совокупность товаров образует целое и используется по общему назначению.

Если при этом продавец во время продажи представлял комплект как одну товарную единицу, то потребитель, обнаружив недостаток одной из составляющих, может заявить требования, касающиеся всего набора. Так можно вернуть продавцу костюм, если недостаток имеют только брюки.

Источник: https://ppt.ru/kodeks/gk/st-503

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.